» » » Обязанности супругов в браке

Узко-специализированная часть сайта (Orthodox.od.ua) состоит только из ответов на вопросы, которые задают пациенты на приеме.


Календарь новостей

«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Обмен ссылками

Обязанности супругов в браке

30.03.09, посмотрело: 4368

«Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19, 10). Эти слова говорят потрясенные ученики Спасителю после разъяснения высоких обязанностей брака. Святитель Иоанн Златоуст так толкует этот отрывок: «Им (ученикам) казалось, что слишком несносно иметь жену, исполненную всякого зла, и терпеть при себе неукротимого зверя... Если муж так этим обязан, что всякий раз, как скоро он оставляет жену, поступает против закона, - то легче сражаться с пожеланием природы и самим собою, чем с злою женою». (Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 22 § 2-3 - на Мф. 19, 10).

Что происходит во время таинства венчания?

Вся Церковь молится об этих конкретных, венчающихся в храме людях. Чтобы Господь дал им силы, помог любить друг друга, помог терпеть, прощать, чтобы то чувство, с каким они сейчас смотрят друг на друга, осталось навсегда. Это чувство любви, которое им уже дано, но за которое еще нужно бороться и бороться, и назад дороги нет. Браки совершаются на Небесах, разводы - там же, а на земле мы обязаны решать семейные вопросы при помощи креста.

Только одна причина

О разводах - вопрос особый. Во-первых, как ни угловато звучит перефразировка, но разводы в действительности совершаются только на Небесах и никак не людьми. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 9). В церковном словаре вообще нет слова «развенчание». О действиях Церкви в этом вопросе мы поговорим ниже.

Во-вторых, в Евангелии указывается одна единственная причина развода - прелюбодеяние. Причем в контексте Господь категорично осуждает все остальное. «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5, 31-32).

Церковные нормы или каноны, находящиеся в Книге правил и касающиеся расторжения брака, также видят только одну причину - прелюбодеяние (Трул. 87, Вас. Вел. 9,48,77). При этом говорится, что нельзя оставлять супругу (супруга) даже под видом благочестия (Апост, 5, 51, Гангрск. 14, Вас.Вел. 9).

Приведу отрывок из 9 правила Василия Великого, наставляющего в благочестии жену: «Ибо аще потому, яко биема была, и не стерпела ударов: то подобало паче претерпети, нежели разлучатися с сожителем; аще потому, яко не стерпела утраты имения, и сей предлог не достоин уважения... Что бо веси, жено, аще мужа спасеши? (1 Кор.7,16) Посему жена, оставившая своего мужа, есть прелюбодеица, аще пришла к другому мужу».

Снятие церковного благословения

Поместный собор 1917-1918 гг. определил следующие причины расторжения брака, которыми мы руководствуемся и сегодня:

  1. отпадение одного из супругов от Православия;
  2. прелюбодеяние и противоестественные пороки;
  3. неспособность к брачному сожитию (если началась до вступления в брак и не связана с преклонным возрастом);
  4. заболевание проказой;
  5. заболевание сифилисом (если представляет опасность для здорового супруга или потомства);
  6. безвестное отсутствие (указывались сроки, установленные гражданским судопроизводством для расторжения брака);
  7. присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния;
  8. посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей;
  9. снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребства супруга;
  10. вступление одного из супругов в новый брак (имеется в виду гражданский брак или обманным путем церковный);
  11. неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, устраняющая возможность продолжения брачной жизни;
  12. злонамеренное оставление супруга другим супругом, если по убеждению Церковного суда оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Как далеки сегодняшние разводы даже от этого, такого трепетного и участливого отношения Церкви к страждущему человеку! Выполняя епархиальное послушание, мне иногда приходится общаться с людьми, просящими снятия церковного благословения с брака. Слушаю, пытаюсь понять - часто не получается, снова слушаю. Вначале дух бунтует от несовместимости всего слышанного с христианством, затем от безысходности становится нехорошо. Необходимо молиться и за этих людей, за себя, невольно осуждающего их. Никуда не деться, нужно давать оценку ситуации, а таких оценок нет. После снятия церковного благословения с первого брака невиновная сторона, согласно канонам, может вступить во второй брак. Но, как правило, причины приходящих не подпадают ни под один повод к разводу.

Церковный суд

А пока чувствуешь себя заложником ситуации. Беззащитным заложником - следователем, выслушивающим просветленную мудрость находящихся рядом. Дела о снятии церковного благословения с брака в некоторых епархиях решает Церковный суд, в некоторых - архиерей единолично, как председатель Церковного суда. В нашей епархии для выяснения всей полноты обстоятельств введена дополнительная стадия предварительного духовного следствия.

Вот и пишу о заложнике — следователе. «Следователь» потому, что в этих рамках оказался при стечении жизненных обстоятельств, составной частью которых является то, что называем «послушание», а «заложник», частично из-за тех же обстоятельств. Но в большей степени, как христианин, сострадающий несчастью, видящий боль, страдание и ненависть. Ненависть к тому, от кого хотят отделиться и уже почти отделились. Почти.

Одни и те же грабли

«С новым моим теперь-то мы живем в гражданском браке. Не хочется наступать два раза на одни и те же грабли. Родители? Конечно, одобряют. Хотя я понимаю, что не все здесь хорошо,.. пил.., не можем друг с другом общаться.., ударил по ноге так, что не могла долго стать на нее..».

Иногда спрашиваю себя, бывают ли другие отношения. Догадываюсь, что бывают, только не уверен, что эти «другие» - в лучшую сторону. Латентная духовная преступность, решающая свои вопросы самостоятельно. Духовная прострация не потому, что «кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Это уже иной уровень. Хотя, по большому счету потому. Потому, что Церковь не воспринимаем как абсолютный Авторитет. Потому, что еще Феофан Затворник говорил: «Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира. Что же делать? Молиться».

Людям, требующим развода, как показывает практика, поздно читать лекции о том, что «развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям». Очень часто эти люди уже получили гражданский развод несколько лет назад. Почти все они имеют новые семьи и даже детей в этих новых семьях. Но и молчать нельзя.

Церковь должна приложить все усилия, чтобы ее позиция о расторжении брака была ясна еще при его заключении. Одна женщина на днях с большим раздражением сказала на мою попытку объяснить ситуацию: «Я считаю, что Церковь должна помогать людям». Впервые я с нею согласился, только взгляды наши на помощь различны. И помощь эту нужно было просить и оказывать намного раньше, чем она начнет писать прошение о снятии церковного благословения с брака. Хорошо бы с тех ее юных лет, когда она только воспринимает мир, а еще лучше, когда этот мир начинают воспринимать ее родители.

Один уважаемый священник на нерасторжимость брака указывал следующей аналогией. Никогда мать не откажется от сына, если он систематически приносит в дневнике замечания из школы. Мать понимает, что девочек сыну дергать за косички нельзя, нельзя шалить на уроках и даже на переменах. Никогда мать не согласится отдать из-за таких замечаний ребенка в детский дом, чтобы затем родить другого, и уж этого воспитать. Потому, что это ее ребенок. И какой бы он ни был, он будет ее самым любимым человеком. Он плоть от плоти ее, и этим все сказано. Ребенок с любым из родителей находится в первой степени родства. Супруги между собой находятся в еще более тесной степени родства. Не буду говорить в «нулевой», чтобы не было аналогии с «никакой». «Двое стали одной плотью», - это не просто красивая фраза, это четкая религиозная действительность, мистическая константа самосознания любой верующей семьи.

Этот же священник приводил и второй пример, красноречиво объясняющий несостоятельность просьб обвенчать без росписи в ЗАГСе, мол, все эти печати для них ничего не значат. «Беру их паспорт и медленно надрываю страничку с пропиской, что тут начинает твориться…» На самом деле, люди не хотят и боятся принимать на себя ответственность друг за друга, с вытекающими отсюда последствиями: общностью имущества, а значит и с возможностью его раздела, наследованием и т.д.

Кощунственно и оскорбительно, на мой взгляд, звучат слова имеющих детей супругов, и прежде всего к себе самим, что они любят сейчас друг друга, но гипотетически они могут еще больше впоследствии кого-то полюбить, и тогда брачные венцы превратятся в настоящие узы.

К сожалению, сегодня очень часто вместо того, чтобы через христианские добродетели любви, терпения, прощения, смирения решать семейные трения, это делается через классическую фразу: «нет человека - нет проблемы». Забываем, что в Церкви над головами брачующихся носят венцы. Эти венцы - символ мученичества.

Почитаемый Церковью святитель Иоанн Златоуст четко указывает на невозможность разводиться из-за «разностей характеров», как теперь любят указывать на причину развода.

Обращение святителя Иоанна ЗЛАТОУСТА

В заключение хочется привести трепетное обращение святителя Иоанна Златоуста к мужу, хотя в контексте и в целом понимании Церковью брака и развода оно касается обоих супругов:

«Хотя бы множество грехов сделала против тебя супруга твоя, все отпусти и прости; хотя бы ты взял ее неблагонравною, исправь ея добротою и кротостью, как и Хриетос - Церковь. Он не только смыл ея нечистоту, даровал ей невыразимую красоту, но и впоследствии, видя ее часто оскверняющеюся и получающею нечистоту, Он не отвергает и не отстраняет ея от Себя, но постоянно врачует и исправляет. ...Если же скажешь, что жена твоя больна неисцельно, и несмотря на великую попечительность твою не оставляет своего нрава, и тогда не должно отвергать ее. Хотя бы она не получила никакой пользы от нашего наставления, мы получим от Бога великую награду за терпение, за то, что по страху пред Ним мы оказывали такое терпение, кротко переносили злобу ея и держали ее».

 

Священник Александр Яровой, зам. Председателя церковного суда Белгородской и Старооскольской епархии




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Ключевые слова:

Категория: Гармония души и тела » Семья и здоровье






Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Вопрос:
Решите пример: 14 - 6 (ответ прописью)
Ответ:*
Введите код: *