» » Ученые обнаружили ген, который контролирует биоритмы

«    Март 2024    »

Ученые обнаружили ген, который контролирует биоритмы

15.08.14, посмотрело: 1 124

Американские ученые из Института биологических исследований Солка выявили ген, ответственный за циклы сна и бодрствования.

Открытие гена под названием Lhx1 предоставляет ученым потенциальную терапевтическую мишень, которая может помочь бороться с сонливостью при работе на ночных сменах или быстрее приспосабливаться к разнице во времени при путешествиях в страны с другими часовыми поясами.

Не исключено, что тяжесть многих когнитивных нарушений связана с плохим качеством сна, говорят ученые. Они считают, что если им удастся восстанавливать нормальный сон у людей, это позволит избежать многочисленных проблем со здоровьем у населения.

Каждая клетка в организме имеет свои «часы» – уровень белков, который ритмично повышается или снижается в течение примерно 24 часов. Тактовую ответственность за создание таких циклических циркадных ритмов и поддержание всех клеток синхронизированными несет супрахиазматическое ядро (SCN), состоящее из 20000 нейронов, размещенных в гипоталамусе мозга. Эти нейроны находятся в тесном и постоянном контакте друг с другом. Их тесное взаимодействие в сочетании с воздействием света и темноты позволяет людям ложиться спать и просыпаться в одно и то же время.

В ходе исследования ученые нарушили цикл «свет-темнота» циклов у мышей и сравнили изменения в экспрессии тысячи генов в SCN с другими мышами. Они выявили 213 изменений экспрессии генов, из них только один был подавлен в ответ на свет – Lhx1.

Открытие ученых дает надежду на разработку препаратов, которые будут бороться с нарушениями сна.