Узко-специализированная часть сайта (Orthodox.od.ua) состоит только из ответов на вопросы, которые задают пациенты на приеме.


Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Обмен ссылками







  Гигиена детей и подростков


Гигиена детей и подростков — отрасль гигиены, посвященная проблемам охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. Она разрабатывает гигиенические нормативы и требования к окружающей ребенка среде, а также к различным видам его деятельности (учеба, труд, занятия спортом, отдых и др.), обосновывает и осуществляет профилактические мероприятия, направленные на сохранение и улучшение здоровья детей (от периода новорожденности до 18-летнего возраста).

Гигиена детей и подростков как область медицинской науки возникла в середине 19 в., (школьная гигиена), когда была установлена высокая частота близорукости, сколиоза, неврастении, анемий и других заболеваний среди школьников. Частота этих заболеваний, получивших название «школьные болезни», нарастала от класса к классу и во многом была обусловлена неудовлетворительной организацией обучения и условиями быта учащихся (недостаточным освещением, плохим воздухообменом, учебными перегрузками и др.). Рекомендации по устранению причин «школьных болезней» легли в основу многих публикаций по школьной гигиене.

В советский период школьная гигиена как наука и область практического здравоохранения полностью переросла в гигиену детей и подростков и стала изучать все возрастные группы детского населения, охваченные общественными формами воспитания и обучения. Окончательно гигиеной детей и подростков она стала именоваться с 1954 г.

Гигиена детей и подростков как область практического здравоохранения является частью санитарно-эпидемической службы страны. Она носит государственный характер, строит всю свою деятельность на основе научных разработок, отличается единством структуры управления и привлекает к активному участию в санитарно-профилактической работе и пропаганде гигиенических знаний общественные организации, медработников и население.

Сущность гигиены детей и подростков как науки заключается в изучении таких процессов, как рост, развитие и социализация ребенка. Они сопровождаются расширением круга воздействующих на растущий организм материальных и социальных факторов, ростом функциональных возможностей, позволяющих ребенку адекватно реагировать на воздействие окружающей среды. От степени согласованности процессов роста, развития и социализации зависит характер взаимоотношений растущего организма с окружающей средой, а следовательно, и состояние его здоровья. Поэтому основная проблема гигиены детей и подростков — это проблема соответствия функциональных возможностей ребенка и подростка конкретным условиям окружающей среды, или проблема его функциональной готовности к воздействию различных факторов. К этой проблеме относятся научные исследования, связанные с изучением школьной зрелости, профессиональной пригодности, определением оптимальных трудовых и спортивных нагрузок и др.

Функциональная готовность организма к воздействию различных факторов окружающей среды зависит также от характера и интенсивности этого воздействия. Поэтому с проблемой функциональной готовности неразрывно связана и другая ключевая проблема гигиены детей и подростков — гигиеническое нормирование факторов окружающей среды. Теоретические принципы нормирования как ведущей задачи гигиены детей и подростков сводятся к следующему. 1 Обязательной предпосылкой допустимости (нормы) воздействия любого фактора окружающей среды служит функциональная готовность (зрелость) растущего организма к этому воздействию. 2. Нормы в гигиене детей и подростков непостоянны, они меняются на различных возрастных этапах, причем смена норм должна происходить неодновременно для различных факторов. 3. Задача гигиенического нормирования заключается в том, чтобы не только сохранить и укрепить здоровье, но и обеспечить необходимые предпосылки благоприятного развития детей и подростков.

Основными научными направлениями советской гигиены детей и подростков являются гигиена обучения и воспитания, гигиена труда подростков, гигиена строительства детских и подростковых учреждений, изучение состояния здоровья детей и подростков, гигиена физического воспитания молодого поколения.

Первостепенное значение среди всех научных проблем принадлежит изучению состояния здоровья, которое включает исследование физического развития детей и подростков, т.к., с одной стороны, состояние здоровья этого наиболее ранимого контингента служит чутким и объективным показателем санитарного состояния населения, а с другой — дает представление о правильности разработанных нормативов окружающей среды и служит основой для новых научных исследований и практических мер по дальнейшему оздоровлению детских контингентов. Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют следующие принципы: 1) отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования; 2) уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности; 3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; 4) особенности функционирования основных физиологических систем организма. Эти принципы получили широкое признание и повсеместно используются практическими и научными лечебно-профилактическими учреждениями.

Разработанные в гигиене детей и подростков принципы оценки состояния здоровья послужили основанием для распределения детей по состоянию здоровья на 5 групп: I группа — здоровые; II группа — дети со сниженной сопротивляемостью организма, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и морфологические отклонения, а также дети, часто (4 раза в год и более) и длительно болеющие (более 25 дней по одному заболеванию); III группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации: с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия; IV группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации: с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний; V группа — дети с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.

На основе научных и практических разработок в области изучения состояния здоровья детей и подростков предложены скрининговые программы. Они преследуют цель повысить эффективность врачебных осмотров и освободить врача от непроизводительных затрат времени. Одна из таких скрининговых программ предложена НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков Всесоюзного научно-исследовательского центра профилактической медицины МЗ СССР для диспансеризации детей в условиях школы. Эта программа составлена в соответствии с задачами профилактики и раннего выявления наиболее часто встречающейся у детей и подростков патологии. В результате применения скрининг-программы повышается эффективность профилактических осмотров, улучшается выявляемость функциональных отклонений, особенно ранних форм и преморбидных состояний. Она способствует значительному улучшению оздоровления учащихся, в т.ч. внедрению наиболее перспективной формы санации — комплексного оздоровления детей непосредственно в школе. Оздоровление детей в условиях школы под контролем школьных медработников обеспечивает охват большинства школьников, нуждающихся в своевременной систематической санации, и экономит время детей и их родителей, ликвидирует перегрузки поликлиники.

Задача гигиенической оптимизации учебных занятий состоит в том, чтобы отодвинуть наступление утомления у основной массы детей и предупредить быстрое падение работоспособности. С этой целью рационально организуется каждое занятие, регламентируется их число на протяжении дня, недели, года, учебные занятия чередуются с отдыхом. До недавнего времени многолетней практикой во всех классах школы были установлены 45-минутные уроки. Однако гигиенические наблюдения показали, что для учеников 1 класса такая продолжительность урока велика. В возрасте 5—7 лет дети могут сохранять активное внимание не более 15 мин, поэтому в 1 классе продолжительность урока сокращена до 35 мин. По рекомендации гигиенистов для учеников 1 класса введены обязательные динамические занятия после второго урока. Для детей, начинающих учиться в 1 классе с 6 лет, разработаны медицинские показания к отсрочке поступления в школу. Эти мероприятия уменьшают отсев шестилетних детей из первых классов и количество часто болеющих детей.

В современной системе образования молодежи одно из ведущих мест занимает трудовое воспитание детей и подростков. Основу существующей в СССР системы трудового воспитания, обучения и профессионального образования составляет соединение обучения с общественно полезным трудом. Одним из наиболее важных звеньев всей системы трудового воспитания и обучения является профессиональное образование подростков, которое осуществляется в средних профессионально-технических училищах (СПТУ), техникумах и специальных училищах (педагогических, медицинских, художественных и др.). При рациональной организации труда и обучения, когда характер трудовой деятельности и особенности ее построения соответствуют возрасту, полу и состоянию здоровья учащихся и эта деятельность осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, у учащихся улучшается функциональное состояние организма и увеличивается работоспособность. Занятия общественно полезным трудом являются одним из путей профилактики гипокинезии и способствуют формированию положительного эмоционального состояния у детей и подростков.

Гигиенистами разработаны и внедрены в практику медицинские показания и противопоказания к приему подростков (в зависимости от состояния здоровья) на работу, в техникумы, в профтехучилища, охватывающие более 400 профессий.

Результаты исследований в области гигиены детей и подростков показали, что выбор профессии должен базироваться не только на склонностях подростков, но и соответствовать его физиологическим возможностям, требованиям данной профессии. Большое значение поэтому имеет установление физиологических критериев, позволяющих прогнозировать профессиональную пригодность подростка еще до начала профессионального обучения или производственной деятельности. В настоящее время на 45 крупных предприятиях в Москве, Тольятти, Днепропетровске и других городов действуют лаборатории профессиональной пригодности, организованные при методической помощи НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков Всесоюзного научно-исследовательского центра профилактической медицины МЗ СССР. По ряду профессий изучены влияние на подростков трудовой деятельности и особенности воздействия некоторых вредных производственных факторов (шума, химических веществ, физической нагрузки, лучистого и конвекционного тепла и др.). Эти исследования послужили основанием для пересмотра ряда положений трудового законодательства, касающихся подростков. Исследования в области гигиены труда подростков показали, что профессиональная деятельность, связанная с воздействием шума, вибрации, токсических веществ и других неблагоприятных факторов, даже если профессия не считается вредной, должна начинаться после 20 лет.

Исследования гигиенистов показали, что целенаправленная система физического воспитания благоприятно влияет на растущий организм. Ими физиологически обоснованы нормы нагрузок для детей разного пола и возраста, определен возраст, в котором можно начинать спортивную специализацию, а также гигиенические условия (в первую очередь метеорологические в разных климатических поясах) проведения занятий физкультурой и спортивных соревнований.

Гигиеническое обоснование получили условия размещения детских и подростковых учреждений в жилой застройке, радиус их обслуживания с учетом климатического районирования, разработаны рекомендации к вместимости и архитектурно-планировочной структуре, составу и размерам помещений детских яслей-садов и общеобразовательных школ, определены оптимальные и допустимые температурные параметры в различных помещениях этих учреждений с учетом возраста детей, обоснованы и уточнены размеры дошкольной и школьной мебели. Все это создает нормативные предпосылки, позволяющие в значительной мере улучшать условия воспитания и обучения детей в детских и подростковых учреждениях.

Однако и гигиенические, и архитектурно-строительные нормы не могут быть постоянными. Перестройка системы народного образования, применение новых методов обучения, технических средств, кино и телевидения, изменение принципов градостроительства, появление новых методов строительной техники, строительных и отделочных материалов ставят перед гигиенистами новые проблемы и вызывают необходимость изменения ряда гигиенических нормативов.

 

Библиогр.: Гигиена детей и подростков, под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева, М., 1986, библиогр.; Руководство для врачей школ, под ред. Г.Н. Сердюковской, М., 1983.

Просмотров: 2 178  Распечатать  Назад


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Решите пример: 5 + 7 (ответ числом)
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *