» » Нарушения нервнорецепторного аппарата кожи

Проблемные лекарства


Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Обмен ссылками



Нарушения нервнорецепторного аппарата кожи

19.02.13, посмотрело: 9 459

Большинство авторов рассматривают кожу как анализатор, интимно связанный с центральной нервной системой и находящийся под постоянным ее воздействием.

Сложная организация периферических рецепторов, образующих в коже широкую сеть дифференцированных образований, способна передать в центральный конец кожного анализатора малейшие неблагоприятные изменения окружающей среды; в то же время изменения корковой нейродинамики находят свое отражение в периферическом конце кожного анализатора. Поэтому функциональному состоянию рецепторного аппарата кожи принадлежит большая роль в патогенезе нейродерматозов.

Многие авторы у больных нейродерматозами обнаруживали те или иные нарушения функционального состояния нервнорецепторных приборов кожи. По мнению С. Т. Павлова, в основе развития сенсибилизации кожи к различным раздражителям лежат функциональные нарушения, характеризующиеся изменением возбудимости кожных рецепторов, а также трофическими изменениями со стороны эпителия. Эти изменения являются той основой «предрасположения», при которой даже очень слабые экзогенные раздражители способны вызвать аллергическую воспалительную реакцию, в частности экзематозную.

Л. В. Прорвич изучала рецепторную функцию кожи у 77 больных нейродермитом и экземой при помощи исследования тактильной и болевой чувствительности, болевой адаптации и дифференцированного определения сенсорной хронаксии. При этом у 66 больных было обнаружено значительное снижение болевой адаптации не только в области очагов поражения, но и на отдаленных участках кожи (рефлекторное). Нарушение рецепторной функции кожи у больных нейродермитом и экземой, по мнению автора, сказывается больше всего на филогенетически более молодом виде чувствительности, а именно на тактильном, что обусловливает диссоциацию чувствительной функции и «облегчает возникновение болезненных ощущений и чувства зуда».

Я. М. Павловская и А. А. Штейн отметили у ряда больных нейродермитом снижение тактильной и болевой чувствительности, которая восстанавливалась параллельно с клиническим улучшением.

Изучая состояние рогового слоя эпидермиса у 73 больных детей, в том числе у 23 со строфулюсом и у 6 с крапивницей, при помощи электрометрического метода Розенталя, М. Е. Липец отметил снижение электросопротивления рогового слоя здоровой кожи вблизи очагов поражения по сравнению со здоровой кожей, но удаленной от этих участков. Однако изменения электросопротивляемости рогового слоя у больных строфулюсом и крапивницей были менее выражены, чем у больных экземой.

Под влиянием проводимой терапии наряду с клиническим улучшением автор отметил положительные сдвиги электрометрических показателей.

В. Н. Андрианова, Е. А. Досычев на основании исследования болевой и температурной чувствительности у 54 больных нейродермитом в очагах поражения, перифокально и на симметричных участках внешне не измепенной кожи отметили у подавляющего большинства больных ясно выраженные нарушения кожной нейроредепции. Эти нарушения заключались в притуплении чувствительности кожи к теплу и боли. В очагах поражения у больных нейродермитом нередко наблюдалась полная потеря способности к теплоощущению, а повышение температуры раздражителя воспринималось как зуд. Снижение температурной и болевой чувствительности было обнаружено и на перифокальных не измененных на вид участках кожи, и па симметрично расположенных. Авторы полагают, что обнаруженные ими изменения кожной нейрорецепции являются результатом преобладания тормозных процессов в корковых центрах.

Продолжая исследования в этом направлении у 54 больных, в том числе у 35 с нейродермитом и у 11 с кожным зудом, Е. С. Белостоикая отметила у большинства больных весьма значительное повышение порога теплоощущения, т. е. снижение чувствительности кожи к теплу. У обследованных было обнаружено и снижение чувствительности к боли, однако в меньшей степени, чем к теплу. Указанные изменения были менее выраженными в перифокальных зонах и на видимо здоровой коже. Автор подчеркивает, что снижение болевой и температурной чувствительности у больных нейродерматозами можно объяснить преобладанием торможения в центральном (корковом) конце кожного анализатора.

Нарушение болевой и температурной чувствительности у больных пруриго было обнаружено И. Н. Матвиенко. Автор установил снижение чувствительности у 51 из 75 обследованных больных не только в области очагов поражения, но и на участках здоровой кожи.

Как уже указывалось, функциональные изменения кожного анализатора при крапивнице имеют противоположно направленный характер по сравнению с таковыми при нейродермите и почесухе. По данным В. Г. Коляденко, при крапивнице кожный анализатор находится в состоянии возбуждения.

Автор также нашел снижение электросопротивляемости кожи у больных крапивницей.

Большой интерес представляют патогистологические и гистохимические исследования, свидетельствующие о том, что у больных зудящими дерматозами происходят морфологические изменения нервнорецепторных структур кожи. Чаще эти изменения возникают в случаях интенсивного зуда и выраженной клеточной пролиферации (нейродермит, узловатая почесуха, почесуха взрослых, болезнь Фокса — Фордайса, болезнь Сульцбергера—Гарбе) и характеризуются главным образом избыточным ростом нервных волокон в смежных участках дермы, вокруг волосяных фолликулов вплоть до проникновения нервных волокон в эпидермис. Н. А. Торсуев описал при нейродермите значительную «нипернервию» и фрагментацию нервных волокон.

Необходимо отметить, что, по мнению большинства авторов подобные изменения нервнорецеиторного аппарата кожи наиболее выражены при узловатой почесухе Гайда, при которой зуд носит неудержимый и мучительный характер.

При крапивнице указанных изменений со стороны кожных рецепторов отметить не удается, так как при этом заболевании ведущую роль играют нервно-сосудистые нарушения и действие биологически активных веществ. Да и зуд при крапивнице имеет непостоянный характер и часто исчезает вместе с уртикарными элементами.

Таким образом, при зудящих дерматозах в большинстве случаев функциональные нарушения нервнорецепторного аппарата кожи сочетаются с их морфологическими изменениями, что, несомненно, отягощает течение заболевания и способствует развитию еще более глубоких нарушений в центральном отделе кожного анализатора.

На основании приведенных данных литературы и наших собственных наблюдений следует прийти к заключению, что разнообразные нервные нарушения играют ведущую роль в этнологии и патогенезе нейродерматозов. Это не исключает значения других факторов в механизмах развития патологического процесса, характерного для того или иного заболевания из группы нейродерматозов.

Наоборот, такие процессы, как аллергия, аутоинтоксикация, патологические изменения со стороны внутренних органов и различных физиологических систем, подчиняясь неврогенному влиянию, в свою очередь оказывают воздействие на центральную нервную систему.

Ведущая роль в этиологии и патогенезе нейродерматозов принадлежит функциональным нарушениям корковой нейродинамики. Эти нарушения могут возникнуть первичпо под влиянием психогенных факторов, длительных отрицательных эмоций, напряженного умственного труда и т. п. или развиться в результате неблагоприятного воздействия разнообразных факторов внешней среды на периферический отдел кожного анализатора.

Большую роль в изменении основных нервных процессов играют патологические рефлекторные импульсы, поступающие из пораженных внутренних органов, если таковые сопутствуют кожному заболеванию. Однако в ряде случаев под влиянием патологических рефлексов с кожи могут возникнуть импульсы в те или иные внутренние органы, способствуя развитию в них разнообразных функциональных нарушений.

Чтобы представить себе многообразие рефлексов, которые способны вызывать пли поддерживать патологические процессы на коже, уместно сослаться на исследования О. Н. Подвысоцкой. В 1952 г. она указывала, что среди многообразия рефлекторных путей, имеющих огромное значение в механизмах развития патологического процесса на коже, можно выделить следующие основные рефлексы: висцеро-кортико-дермальные, дермато-кортико-висцеральные, дермато-кортико-дермальные и висцерокортико-висцеральные. Патологические рефлексы, возникшие в организме больного вследствие разнообразных эндогенных нарушений, в дальнейшем могут закрепляться по условнорефлекториому принципу.

Это положение находит свое полное подтверждение и при нейродерматозах.

Функциональные нарушения со стороны основных нервных процессов, изменения взаимоотношений между корой головного мозга и подкорковыми образованиями являются пусковым механизмом в развитии вегетативных дисфункций и изменений в периферическом конце кожного анализатора. Мы уже указывали на особенности этих нарушений при различных заболеваниях из группы нейродерматозов. Здесь целесообразно лишь подчеркнуть, что функциональные сдвиги в различных отделах центральной нервной системы имеют много общего при заболеваниях, объединяемых в группу нейродерматозов. Данное обстоятельство лишний раз свидетельствует о том, что объединение рассматриваемых дерматозов в одну группу диктуется не только клиническими соображениями, но и обосновано общностью их этиологических и патогенетических признаков.




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Категория: Дерматология






Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Решите пример: 3 + 11 (ответ прописью)
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *