» » » Новое о мастурбации

Чем вы руководствуетесь при покупке лекарств?

 
 
 
опросник возрастных симптомов мужчины







Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Обмен ссылками



Хотя проблемы пола и сексуальности занимают большое место в нашей культуре, возможности более или менее профессионального общения в этой сфере крайне ограничены. Сексологических журналов в Украине нет, книги не доходят до читателей, а средства массовой информации часто тиражируют откровенную чепуху. Задача этого раздела - попытаться хотя бы частично восполнить этот пробел.

Владимир Скнарь


Новое о мастурбации

20.03.09, посмотрело: 7 390

0
В последнее время в мировой науке резко усилился интерес к мастурбации. Помимо множества эмпирических исследований, ей посвящено несколько больших книг и сборников статей.  Стали писать о ней и отечественные медицинские сексологи. В данной статье мы обобщим важнейшие результаты этих исследований.
Табу и запреты
Поскольку мастурбация (самоудовлетворение, рукоблудие) не ведет к продолжению рода, отношение к ней в истории культуры (как правило, речь шла о мужчинах) большей частью было отрицательным.
Первобытное сознание отождествляло семя не только с «жизненной силой», но и с индивидуальностью, полагая, что в нем  содержится «весь человек». Мастурбация считалась в лучшем случае пустой растратой драгоценного семени, истощающей жизненные силы мужчины. Кроме того, неаккуратное обращение со спермой, излияние ее в «неподобающее» место могло отдать твое семя в чужие руки, позволить врагу заколдовать тебя и т.п. Правда, древнегреческий философ-киник Диоген, занимаясь рукоблудием на виду у всех,  говаривал: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!» [7]. Но так думали очень немногие.
Многие религии, включая христианство, прямо осуждают мастурбацию. В Древней Руси ее называли греческим словом «малакия» или славянским «рукоблудие», приравнивая подобные действия к вызыванию Дьявола. Церковный текст ХIV в. гласит:  «Малакию деющий и тем блудящий да приимет запрещение на 3 года по 24 поклона. Малакия же два различия имеет: одни это делают руками, другие же бедрами своими. И  злее малакия руками, а не бедрами, но и обои они злы и лукавы. Есть же и женская малакия, когда жены деют друг другу. О том же добро есть отцу духовному это искоренять и дать им запрещение на лето едино» [8, с.26].
В требниках ХIV-ХVI вв. часто повторяются вопросы: «Если в свою руку блудил или в чужую?», «Или ручной блуд сотворил?», «Или сам своею рукою блудил?», «Или вдевала ли перст в свое естество?», «Или сама себе своею рукою блуд во свое лоно творила?», «Или свой проход рукою щупал, или у парубков?» «Или ниц лежа, а мысля блуд?», « Или колотил удом своим до истечения?» «Или уд свой сдвигал рукою на блуд?» [8, с.31-87]. В одной легенде XVII века, у юноши, который регулярно занимался рукоблудием, «уд» вытянулся и превратился в змею. Но поскольку этот порок был очень распространен, его наказывали сравнительно мягко.
Помимо религиозных предписаний, осуждению мастурбации способствует широко распространенное, едва ли не всеобщее, мнение, что «настоящий мужчина» не нуждается в самоудовлетворении. Онанист – «слабак», неспособный завоевать женщину. Признаться в этом  мужчине стыдно. Кроме того, мастурбацию нередко сближали с гомосексуальностью, подчеркивая, что они одинаково бесплодны и  связаны с влечением к смерти. Во многих языках самоубийство и мастурбация описываются одним и тем же эвфемизмом - "наложить на себя руки".
Мастурбация и аутоэротизм
Строго говоря, отождествление аутоэротизма, гомоэротизма и мастурбации сексологически некорректно. «Аутоэротизм – сексуально-эротическая активность, направленная на себя и осуществляемая без участия партнера. Самая распространенная форма аутоэротической активности - мастурбация, которая может включать стимулирование собственных гениталий, выпячивание таза, поглаживание яичек, сосков, грудей и других эрогенных зон тела. Второе значение термина встречается в психоаналитической теории, где оно подразумевает раннюю фазу психосексуального развития, имеюшую место на оральной и анальной стадиях» [9, с.49].
Разграничение аутоэротизма и мастурбации не всегда проводится последовательно. Фрейд часто употреблял эти слова  как синонимы. Неодинаковы и принципы их разграничения. Если эротизм - явление по преимуществу психическое, относящееся к сфере воображения, то мастурбация подразумевает прежде всего сексуальные действия,  физическое стимулирование гениталий ради получения сексуального удовольствия. Осуществлять эти действия может как сам субъект (один из синонимов мастурбации - ипсация, от латинского ipse – сам), так и  кто-то другой. Во втором  случае мастурбация уже не является «одиноким сексом», как ее часто называют.
Хотя аутоэротические действия могут быть индивидуальными, сопутствующие им мастурбационные  фантазии большей частью (особенно у мужчин) включают образ воображаемого Другого. Какого именно? При аутоэротизме объектом сексуального желания субъекта является его собственное тело. Классический пример – легендарный древнегреческий юноша Нарцисс (или Наркисс), который был настолько влюблен в свою красоту, что не мог оторвать взгляда от собственного отражения  в воде (отсюда - понятия нарциссизм и  наркотики). Образ Нарцисса широко представлен в мировой литературе и изобразительном искусстве. Иногда нарциссизм связывают с мастурбацией. Например, современный венесуэльский скульптор Августин Карденас изобразил Нарцисса сидящим с расставленными ногами и созерцающим свои гениталии; поскольку  взгляд юноши намертво соединяет его лицо с пенисом,  получается, что он влюблен не столько в собственное тело, сколько в свой пенис, и мастурбирует его взглядом.
В отличие от аутоэротизма, сексуальным объектом гомоэротизма является другой человек того же пола. У гетеросексуальных людей мастурбационные фантазии, бывают, как правило, гетеросексуальными. Содержание мастурбационных фантазий – один из важнейших субъективных критериев, позволяющих определить сексуальную ориентацию личности.
От «детского порока» к мастурбационной инквизиции
Несмотря на преимущественно отрицательное отношение к мастурбации, древние культуры не принимали ее всерьез, считая неустранимым возрастным феноменом, побочным продуктом полового созревания. Детскую мастурбацию наказывали значительно мягче, чем взрослую, а некоторые культуры вообще не придавали ей значения. Итальянский анатом ХVI в. Габриэле Фаллопио, по имени которого названы фаллопиевы трубы, даже рекомендовал мастурбацию как средство удлинения полового члена (увы, не помогает, - растягивается только крайняя плоть).
Большинство мальчиков начинают мастурбировать в период полового созревания, открывая эту возможность самостоятельно или с помощью старших ребят. Однако некоторые дети делают это значительно раньше. Французский мемуарист первой половины ХVII в. Жан-Жак Бушар  рассказывает в своей «Исповеди» (в третьем лице), как он в 11 лет открыл мастурбацию:
«… Как-то после ужина, обосновавшись в маленькой классной комнате на камне под столом, рассматривая и ощупывая свой член, он ощутил очень необычный зуд, который в следующий раз заставил его возобновить занятия с большим вниманием. И, обнаружив тут несравненный вкус, он начал, помимо этого, совершенствовать это искусство, открывателем которого считал себя, обучая ему своих маленьких лакеев и некоторых соседских мальчишек….». В свободные дни Бушар «отправлялся попрактиковаться с кем-нибудь из своих товарищей на виноградник Шартре к находившемуся там гроту и там, в высокой траве, сняв штаны,  вместе пробовали тысячу прекрасных поз…». Иногда они занимались совместным и взаимным онанизмом даже в церкви [10, с.56-57].
Взрослые признаваться в этом стеснялись. На рубеже XX в., корреспондент Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (Тенишевский архив — один из важнейших источников по истории русского крестьянства), описывая быт и нравы крестьян Владимирской губернии, писал, что «противоестественные шалости встречаются среди детей, среди взрослых таких случаев нет». Однако в другом отчете описывается довольно экзотический случай онанирования при помощи … колесной гайки от тарантаса [11, c.276]. Среди мальчиков-подростков онанизм был частым, народная культура относилась к этому спокойно. Вот как описывает это современный российский этнограф:
«Мужской онанизм в русских говорах Карелии обозначают словом  «суходрочка». Занятие им в детской и подростковой среде — самое заурядное явление. Автора в малолетстве, лет 10 — 11 от роду, неоднократно пытались привлечь к этому делу двое старших товарищей. Они забирались в укромное место и онанировали (по-местному «дрочили»). Свое занятие они объясняли тем, что, после того как брызнет семя (по-местному - «малафья»), «станет очень-очень приятно»… Некоторые из моих друзей детства признавались, что занимались этим еще в детском садике и что-то при этом даже испытывали. Автору в экспедициях неоднократно доводилось встречать карапузов лет пяти-шести, буквально не вынимающих ручонок из трусов и продолжавших творить «детский грех», несмотря на замечания взрослых…Впрочем, встречал я во время экспедиций в Карелии и девочек лет пяти-шести, беспрестанно тискающих себе промежность…» [12, с.180].
Сравнительно терпимое отношение к мастурбации, господствовавшее в народной культуре Средних веков, резко изменилось в начале Нового времени, когда в Западное Европе началась форменная «война против онанизма». Известный американский историк, профессор Калифорнийского университета в Беркли Томас Лакер, автор фундаментального исследования «Одинокий секс: культурная история мастурбации» [3] датирует это изменение взглядов 1712 годом, когда в Англии был опубликован анонимный трактат «Онанизм, или рассмотрение Отвратительного Греха Самоосквернения и всех его Ужасных Последствий для обоих ПОЛОВ, с Духовными и Физическими наставлениями тем, кто уже повредил себе этой ужасной практикой. И своевременное Увещевание Юности нации Обоих ПОЛОВ». Автором этого трактата, по мнению Лакера, был некий Джон Мартен, который ранее опубликовал популярную книжку о венерических заболеваниях и в 1708 г. был закован в кандалы за «непристойность». В новой книге он именует себя хирургом и подробно описывает детали и страшные последствия массового порока. Выдержавшая 17 изданий книга стала чрезвычайно популярной и нашла много подражателей. Еще больший успех имела книга известного французского врача Самюеля Огюста Давида Тиссо «Онанизм» (1759), переведенная на все европейские языки, включая русский.
По своему жанру, книги о мастурбации были примером мягкого медицинского порно, где подробные описания того, «как я этому научился», нейтрализовались рассуждениями типа «это действительно плохо», предоставляя читателю возможность выбора. Однако их успех объясняется не только этим. В Средние века «одинокий секс» был всего лишь «детским» или «монашеским» грехом. В эпоху Просвещения выяснилось, что он является массовым и не поддается социальному контролю. Одним из следствий индивидуализации образа жизни в Новое время стала возможность уединения, обособления от ближних. Но тут же выяснилось, что, как пишет Лакер, индивид может «выбрать неправильный вид уединения, неправильный вид удовольствия, неправильный вид воображения, неправильный способ формирования своего внутреннего Я. Ложный шаг приводил не столько к греху, сколько к болезни и вырождению, это была светская ересь». Тем более опасная, что она затрагивала детей.
Медицина и педагогика Х1Х в. объявили мастурбацию страшной болезнью, приводящей к ослаблению памяти и умственных способностей, безумию, импотенции и даже самоубийству. Никаких научных данных за этим не стояло.
Мнение, что мастурбация порождает безумие, родилось из наблюдений в психиатрических больницах, обитатели которых действительно подолгу мастурбируют на глазах у персонала. Но у душевнобольных отсутствуют моральные запреты и правила приличия. Кроме того, у них нет других способов сексуального удовлетворения. Навязчивая мастурбация не причина, а следствие их состояния. В конце ХVIII и ХIХ вв. «злостным онанистам» приписывались всевозможные пороки и болезни. В середине ХIХ в. в США были изобретены специальные «пояса добродетели», которые не позволяли  мальчику добраться до своих гениталий или делали его эрекцию болезненной. Менее энергично, но столь же жестоко боролись и с женской мастурбацией. Клитероэктомию, которую еще в античности применяли для наказания женщин, в ХIХ в. использовали в качестве средства лечения и предотвращения онанизма. Этот метод рекомендовали некоторые медицинские журналы, описаны и реальные случаи такого рода [13].
На самом деле мастурбационная, как и всякая иная, инквизиция сама создает то, против чего борется. Воспитатели сначала запугивали подростков онанизмом, а потом “открывали” его ужасные последствия: неврозы, панику, пониженное самоуважение, чувство неполноценности. Мучительная рефлексия по этому поводу  представлена в дневниках и автобиографиях многих великих людей ХVIII- ХIХ вв. [14], в том числе русских [15].
В переписке Белинского с Бакуниным молодые люди буквально соревнуются в постыдных саморазоблачениях. Стоило Бакунину признаться, что в юности он занимался онанизмом, как Белинский признается, что еще более грешен: «Я начал тогда, когда ты кончил — 19-ти лет... Сначала я прибег к этому способу наслаждения вследствие робости с женщинами и неумения успевать в них; продолжал же уже потому, что начал. Бывало в воображении рисуются сладострастные картины — голова и грудь болят, во всем теле жар и дрожь лихорадочная: иногда удержусь, а иногда окончу гадкую мечту еще гадчайшей действительностью». Рассказывать о таких вещах было страшно и стыдно. «Бывало Ст(анкевич), говоря о своих подвигах по сей части, спрашивал меня, не упражнялся ли я в этом благородном и свободном искусстве: я краснел, делал благочестивую и невинную рожу и отрицался» [цит. по 16].
Юный Н.А. Добролюбов очень озабочен тем, чтобы его собственный «порок» разделял кто-то из великих людей, что он не один такой. В то же время ему безумно страшно: «Рассказывают, наверное, что Фонвизин и Гоголь были преданы онанизму, и этому обстоятельству приписывают даже душевное расстройство Гоголя» [17, с.466].
Страхи мальчиков разделяли их воспитатели. Известный русский педагог Н. Якубович рассказывает случай, свидетелем которого он стал, инспектируя один из кадетских корпусов: “Кадет семнадцати лет, уроженец юга, полный сил и здоровья, был очень хороший и неглупый юноша и вдруг неожиданно изменился, стал раздражителен, дерзок, ленив. Мы недоумевали. Однажды я сидел в кабинете у директора, и мы вели беседу об этом юноше и совещались, что такое сделать, чтобы вернуть его на прежнюю линию. Позвали его самого, и директор спросил, что такое с ним случилось, что он так невозможно стал себя вести. Юноша потупился, густая краска залила его лицо, и он глухим голосом сказал: “Павел Иванович, мне стыдно сказать, но я ужасно мучаюсь... Мне хочется, я не могу с собой справиться... Мне нужна женщина”. Мы оба потупились и долго молчали, наконец Павел Иванович вынул из кошелька кредитную бумажку, подал ее юноше и, не глядя на его, сказал: “Ступай”.  Я ужаснулся и высказал Павлу Ивановичу, что таким образом он санкционирует разврат. “Что же, по вашему мнению, — ответил мне Павел Иванович, — лучше было бы, если бы он другим способом удовлетворил свое возбуждение?” [цит. по 18, с.108-109].
Начало реабилитации
Однако постепенно мастурбационные страхи ослабевали. В сознании и творчестве писателей Серебряного века (А.И. Ремезов, Ф.А Сологуб, А.А. Тиняков и др.) мастурбация эстетизируется  и легитимируется [19]. По мнению В.В. Розанова, онанист – не жалкий извращенец, а человек избранный, духовный, спиритуалистичный. «Среди своих товарищей онанист – как арабская лошадь среди битюгов» [20, с.90]. Из метафоры вырождения онанизм становится метафорой и одновременно стимулятором творчества.
Акт мастурбации стали изображать и в изобразительном  искусстве. Австрийский  художник Эгон Шиле сделал это на одном из своих автопортретов (впрочем, картина передает не удовольствие,  а скорее одиночество). В дягилевском балете «Послеполуденный отдых Фавна» постановщик позволил себе явный намек на мастурбацию, во время американских гастролей его пришлось убрать. В конце ХХ века подобные сцены стали возможны  даже в кино. Достаточно вспомнить сцену групповой мальчишеской мастурбации в фильме Федерико Феллини «Амаркорд».
Изменились и научные представления на сей счет. Первая дискуссия о природе онанизма  в Венском психоаналитическом кружке  в 1910 г. продолжалась три вечера и вызвала столько разногласий, что Фрейд не решился опубликовать ее материалы. Два года спустя к вопросу вернулись, признали, что мастурбация – проявление конфликта между инстинктом и репрессией, но нашли предмет неисчерпаемым. Один из участников этих споров, немецкий психоаналитик Вильгельм Штекель (1858-1940) занял радикальную позицию, утверждая, что мастурбация сама по себе безвредна и даже благодетельна. Если бы ее удалось полностью подавить, это привело бы  к огромному увеличению числа сексуальных преступлений и подростковых самоубийств, потому что многие запретные сексуальные стремления разряжаются именно в мастурбации. Хотя эта позиция сделала Штекеля изгоем среди психоаналитиков, он не изменил своих взглядов. В позднейших своих трудах [21] Штекель утверждал, что каждый человек так или иначе, сознательно или бессознательно, мастурбирует, а невроз является результатом не мастурбации, а сопутствующих ей фантазий, причем многие приписываемые ей опасности существуют лишь в воображении невежественных врачей. Штекель полагал, что чем выше культурные и этические требования общества и чем тоньше становится наша любовная жизнь, тем сильнее  потребность в мастурбации. Коллеги Штекеля с ним не согласились, но позже его взгляды нашли эмпирическое подтверждение. Альфред Кинзи, опросив 5300 мужчин, пришел к выводу, что вред им причиняет не мастурбация, а связанные с нею страхи, порожденные неправильным сексуальным воспитанием. Постепенно эта точка зрения стала более или менее общепринятой.
В СССР запреты держались дольше. Известный советский педагог П.П. Блонский уже в 1930-х гг. доказывал безвредность подростковой мастурбации, но официальная педагогика этого не признавала. В ироническом романе Игоря Яркевича «Как я занимался онанизмом» классный руководитель дает мальчику на один день «почитать научно-популярную книжку о половом воспитании в старших классах средней школы с грифом «Совершенно секретно», где было сказано, что онанизм — это не то, чтобы плохо, но и не то, чтобы хорошо, а заниматься им не надо» [22, с.16].
Подростки и верили, и не верили этому. В 1943 г. в нашем пионерском лагере ходила частушка:
Солнце, воздух, онанизм
Укрепляют организм.
Эта тема занимала видное место и в подпольном школьном фольклоре [23]. Юмор ослабляет мастурбационные страхи, но не отменяет их. Пытаясь бороться с «дурной привычкой», подросток, как миллионы людей до него, терпит поражение. Это вызывает у него сомнение в ценности собственной личности и особенно своих волевых качеств, снижает самоуважение и побуждает воспринимать трудности и неудачи в учебе и общении как неизбежные следствия своего «порока».
В начале 1970-х гг. в лагере для старшеклассников под Ленинградом я разговорился с рослым, красивым, развитым десятиклассником. В его ответах о будущем сквозила какая-то обреченность, грустная неуверенность в себе, контрастировавшая с общим обликом парня. Я спросил его: «У тебя есть какие-то личные проблемы? Может быть, я могу тебе помочь?» — «Нет, мне никто не поможет, к тому же это не по вашей специальности» (ребята знали, что я социолог,  о моих сексологических занятиях им никто не говорил). Что ж, насильно в душу не полезешь. Но поговорить о себе парню хотелось, в следующий раз он упомянул, что у него портится память, а когда дошел до признания, что «теряет много белка», все стало ясно. После того как мы выяснили главный вопрос, я спросил: «А в чем проявляется ухудшение памяти?» Оказалось, что в 9-м классе у него возникли трудности с математикой. «Ну, дорогой,— сказал я тогда,— дело твое совсем хана. Если, дойдя до 10-го класса, ты не понимаешь, что математика — не тот предмет, который берут памятью, налицо общая деградация умственных способностей, о чем и говорится в тех глупых брошюрах, которых ты начитался!» Он засмеялся и убежал играть в баскетбол, а я написал для «Советской педагогики» статью о подростковой сексуальности, которую редакция не печатала полтора года, опасаясь, что «нормализация» подростковой мастурбации может вредно повлиять на подростков. Как будто они читают педагогические журналы!
Современные данные
Как выглядит мастурбационная активность современных людей по данным новейших массовых исследований, прежде всего – национальных опросов? Какова степень распространенности и частоты мастурбационного опыта, отношение к мастурбации (наличие и динамика мастурбационных страхов), историческая и когортная динамика того и другого, половозрастные особенности, связь с сексуальной ориентацией и.т.п.?
Хотя строгое статистическое сравнение данных не всегда возможно, общие тенденции развития сомнений не вызывают.
1. Мастурбация – явление массовое. По данным американского национального опроса 1993 г., в течение последнего года перед опросом мастурбировали 60% мужчин и 40% процентов женщин, а среди совместно живущих пар – 85% и 45%; каждый четвертый мужчина и каждая десятая женщина делали это по крайней мере раз в неделю [24]. Во французском национальном опросе 1992 г. [25], наличие мастурбационного опыта признали 84% мужчин и 42% женщин (исследователи считают последнюю цифру заниженной). На вопрос «Достигаете ли вы оргазма при мастурбации?» 24% мужчин ответили «всегда», 41% - «скорее легко», 15% - «скорее трудно» и только 11% - «никогда». Женские ответы менее положительны. В финском национальном опросе 1992 г. опыт мастурбации признали 90% мужчин и 77% женщин. В последний месяц перед опросом это делали 42% мужчин и 25% женщин. Молодые люди мастурбируют чаще пожилых, причем уровень (частота) мастурбации, достигнутый в юности, обычно сохраняется и в зрелые годы (не в абсолютных цифрах, а выше или ниже среднего) [26]. В Швеции, по данным национального опроса 1996 года, никогда не мастурбировали лишь 4% мужчин и 21% женщин [27].
2. Возраст первого мастурбационного опыта за последние десятилетия всюду понизился, особенно у женщин. Люди, выросшие в атмосфере сексуальной свободы, мастурбируют чаще, чем прежние поколения, мастурбация  перестала быть мужской привилегией. Если в 1971 г. 49% финских женщин и 26% мужчин сказали, что никогда не мастурбировали, то в 1992 г. так ответили 23% и 10% [26] Средний возраст первой мастурбации у 18-24-летних шведок по сравнению с 50–65-летними снизился на 6,9, а у мужчин – на 1,2 лет; медианный возраст начала мастурбации у мальчиков – 13,3, у девочек- 15,6 лет [27]. Среди 15-18-летних французов мастурбационный опыт имели 93% мальчиков и 45% девочек [28]. У двух третей мальчиков первая мастурбация предшествует первому поцелую и является первым явным знаком пробуждения сексуальности, подавляющее большинство девушек, напротив, начинают целоваться раньше, чем мастурбировать. Пик мастурбационной активности у мальчиков приходится на 15 лет, после чего частота ее постепенно снижается, а у девушек , наоборот, растет [28]. Из 1343 студентов Северного Государственного Медицинского университета, наличие мастурбационного опыта признали 82,5% мужчин и 62,3% женщин. В среднем юноши начали мастурбировать в 13,7 года, причем после ойгархе свыше 30% из них мастурбировали ежедневно [4] .
3. Сильно ослабели мастурбационные страхи и связанное с ними чувство вины. Во французском опросе 1992 г., две трети, а среди 18-19-летних мужчин - четыре пятых опрошенных, сказали, что никогда не испытывают по поводу мастурбации чувства вины, воспринимая ее как нормальный способ сексуального удовлетворения [25]. Среди опрошенных в 1996 г. немецких студентов, 77% мужчин и 86% женщин считают мастурбацию не заменой чего-то недостающего, а самостоятельной формой сексуального удовлетворения. Мастурбация продолжается и после начала гетеросексуальной жизни. Характерно, что если большая часть других сдвигов в гетеросексуальном поведении приходится на период между 1966 и 1981 гг., то изменение отношения к мастурбации произошло за последние 15 лет [29].
4. Тем не менее для многих подростков мастурбация остается проблемой. Американские сексологи [30] в течение двух лет четырежды обследовали 99 мальчиков (средний возраст  в начале исследования – 13,2 года). Несколько лет спустя, когда испытуемым исполнилось 21,5 лет, 59 из них (остальных не смогли найти или они отказались продолжить исследование) были опрошены вторично. Вопросы касались мастурбации, ночных поллюций, полового акта, актов вандализма, краж, пьянства, конфликтов с полицией, употребления марихуаны и курения. Молодых людей спрашивали, был ли у них такой опыт, и если да, то в каком возрасте это произошло впервые. Сравнение ответов позволило выяснить, насколько подростковые самоописания совпадают с ретроспективным самоотчетом молодых взрослых. По большинству показателей разница оказалась статистически незначимой: молодые люди рассказывали о своем проблемном поведении более или менее то же самое, что и подростки. В некоторых поступках (пьянство) подростки признавались даже чаще, чем взрослые. Единственное исключение – мастурбация. В ретроспективном самоотчете почти 70% опрошенных признались, что начали мастурбировать до 16 лет, тогда как в подростковом возрасте в этом призналась только треть мальчиков. Даже в самой доверительной ситуации мальчики стесняются признаться в «дурной привычке» и готовы сделать это, лишь став взрослыми.
5. Вопрос о том, уменьшается ли мастурбация после начала регулярной половой жизни, остается спорным. Среди французских подростков такая тенденция обнаружена у мальчиков, но не у девочек [28]. Однако юные женщины склонны преуменьшать свой мастурбационный опыт, в нем признались 34% 18-19-летних француженок,  тогда как реальная цифра достигает  67 %. [31]. Не всегда правдивы и юноши. К тому же возрастную динамику мастурбации нелегко отличить от когортной, типичной для разных поколений. Из опрошенных 18-24-летних американцев, 41,2% мужчин и 64,4% женщин сказали, что в течение прошлого года они  ни разу не мастурбировали. В более старших возрастах частота мастурбации возрастает. Возможно, что молодые люди сказали правду, мастурбацию вытеснил интенсивный партнерский секс. Но из тех, кто в этом возрасте мастурбировал, 58,6% мужчин  и 56,4% женщин признались, что чувствуют по поводу мастурбации чувство вины [24]. Это могло побудить некоторых респондентов солгать. Чтобы проверить это, нужны лонгитюдные исследования.
6. Вопреки привычным представлениям, мастурбация продолжается и в зрелом возрасте. Чем активнее сексуальная жизнь, тем вероятнее, что в ней находится место и для мастурбации. Регулярно мастурбируют не только подростки, но и многие сексуально благополучные состоящие в браке взрослые. В Финляндии в 1999 г. опыт мастурбации в прошлом месяце признали 66% холостых и 44% женатых мужчин, причем более молодые люди занимаются ею чаще, чем представители старших когорт [32].
Такую же когортную динамику показывает исследование сексуальной жизни  трех поколений немецких семей [33]. Мужчины  и женщины 1972 года рождения начинают мастурбировать значительно раньше, чем это делали представители старших поколений. Особенно велики сдвиги у женщин: большинство современных молодых женщин, подобно юношам, приобретают мастурбационный опыт до первого полового акта. У всех трех когорт мастурбация продолжается и после установления стабильных партнерских отношений, ее частота у взрослых практически не зависит ни от частоты половых сношений, ни от степени сексуальной и эмоциональной удовлетворенности партнерскими отношениями. Но если люди, родившиеся в 1942 г., считают мастурбацию заменой  партнерских отношений, то 30-летние думают, что это самостоятельная форма сексуального удовлетворения,  которая не влияет на партнерские отношения и не требует оправдания.
7. Гендерные различия в мастурбационной активности сохраняются, но сильно уменьшились. Как и прежде, мальчики начинают мастурбировать раньше и во всех возрастах делают это значительно чаще  девочек. Эта разница сохраняется и у взрослых. Однако она гораздо меньше, чем в прошлых поколениях. Как и по всем остальным аспектам сексуальной жизни, женская мастурбация меняется быстрее мужской.
8. Мастурбационная активность (возраст начала и частота мастурбации) у гомосексуалов выше, чем у гетеросексуалов. Объяснение этого феномена неоднозначно. С одной стороны, гомосексуалам объективно труднее найти сексуального партнера. С другой стороны, тут может сказываться сложное переплетение аутоэротизма и гомоэротизма, о котором писали психоаналитики.
8. Как и другие формы сексуальности, мастурбационная активность зависит от социокультурных условий. Мастурбационная тревожность молодых американцев значительно  выше, чем у их французских и немецких ровесников. Еще больше разница в этом отношении между россиянами и финнами [34]. Продолжающееся запугивание российских подростков «ужасными последствиями онанизма» не отменяет общих тенденций развития, но усугубляет психосексуальные трудности подростков и затрудняет контакты между ними и их родителями [15].
Психобиологические функции мастурбации
Отвечая на вопрос о мотивах мастурбации, люди называют разные причины [24]: желание «ослабить сексуальное напряжение» (73% мужчин и 63% женщин), «получить физическое удовольствие», отсутствие или нежелание  партнера, «чтобы расслабиться», «чтобы заснуть», «от скуки» и т.д. Мастурбация – самая доступная, безопасная и контролируемая индивидом форма сексуальной жизни. Люди часто занимаются сексом, как и едят, вовсе не потому, что испытывают  потребность в сексе или в пище, а просто от нечего делать, для получения какого-то эмоционального стимула. Мастурбация – простейшая форма сексуального удовлетворения. В то же время она позволяет индивиду проиграть в воображении такие эротические ситуации, которых он  по тем или иным соображениям не может или не смеет реализовать с реальным партнером.  Мастурбационное воображение – самая интимная и труднодоступная часть сексуального сценария.
Как сказал сорокалетний московский инженер, «у меня есть собственный тайный мир, если хотите, тайный сад. В нем бываю только я, и я им очень дорожу. Когда я  занимаюсь онанизмом, я как будто проваливаюсь в эротический сон, только сам управляю этим сном, определяю все, что в нем произойдет. Он - мое убежище, в котором я могу в любой момент укрыться от действительности, а часто так хочется от нее убежать. Я погружаюсь в мир собственных  эротических фантазий, мне в этом мире так хорошо и спокойно. Ведь это никому не во вред! Честно говоря, без подобных фантазий я бы, наверное, в клинику неврозов от нашей жизни попал!»
Мастурбация практически неустранима и не влечет приписываемых ей тяжких последствий (импотенция, ослабление памяти и.т.п). Современные ученые даже приписывают ей определенные позитивные функции.
Некоторые эволюционные биологи [35] видят ее адаптивный смысл в том, что она освобождает мужской организм от перезрелого, испорченного семени, тем самым  повышая репродуктивный успех мужчины. Мастурбируют не только люди, но и некоторые животные, в частности, обезьяны.
В период подростковой гиперсексуальности мастурбация становится средством саморегуляции сексуальной функции, освобождая подростка от внутреннего напряжения, мешающего ему жить и учиться. Поскольку она часто сопровождается яркими эротическими образами и фантазиями, в которых подросток может выбирать любых партнеров и ситуации, она переживается как новая форма свободы, власти над собственным телом и одновременно – зависимости от своих чувств.
Взрослым мужчинам, ведущим не особенно активный  сексуальный образ жизни, мастурбация и достигаемые с ее помощью эякуляции помогают «тренировать» предстательную железу, предотвращая возникновение раковых опухолей. Сравнение сексуальной жизни 1079 австралийцев, больных раком простаты, и 1259 здоровых мужчин того же возраста, показало, что мастурбация между 25 и 50 годами уменьшает риск заболевания [36].
Наконец, мастурбация – важное средство  телесного самопознания и выработки адекватных сексуальных реакций, особенно  у женщин. Никогда не мастурбировавшая женщина может просто не знать своих индивидуальных особенностей. В партнерском сексе изучить их труднее, чем наедине с собой.
Мастурбация рассматривается сегодня не как опасность и угроза, а как средство сексуального самопознания и источник удовольствия. Тем не менее с ней связан целый ряд психологических и  медицинских проблем [5,6].
1. Люди склонны недооценивать значение мастурбационного опыта, не считая его «настоящим сексом». Между тем мастурбационные практики и сопутствующие им эротические фантазии могут надолго, а то и навсегда детерминировать сексуальный сценарий личности. Это касается и выбора типа сексуального партнера, и сексуальной техники, и элементов принуждения и насилия.
2. Мастурбационные практики чрезвычайно многообразны и индивидуальны. Популярные учебные пособия и руководства «как доставить себе удовольствие», описывают больше 100 способов мастурбирования. Однако некоторые способы мастурбации нефизиологичны (например, если женщина мастурбирует со сдвинутыми ногами), сформировавшаяся привычка к ним может затруднять обычную половую жизнь, заставляя человека переучиваться, иногда для этого требуется  профессиональная помощь. Дисфункциональны и слишком экзотические приемы и фантазии, которые трудно разделить с кем-то другим.
3. Мастурбация давно уже перестала быть «рукоделием» в буквальном смысле слова. Наряду с собственными руками и другими частями тела, в ней широко применяются всевозможные приспособления и аксессуары. Однако некоторые из них, особенно самодельные или применяемые не по назначению, могут быть опасными для здоровья. Часто их приходится извлекать из половых органов и или прямой кишки хирургическим путем [37]
4. В некоторых случаях мастурбация бывает вынужденной, компульсивной, выступая не как предвосхищение или  дополнение партнерского секса, а как его альтернатива. С одной стороны, это коренится в свойствах личности субъекта (болезненная застенчивость, страх заражения ВИЧ-инфекцией, неспособность к интимности и.т.п.). С другой стороны, коммерческая эротика и виртуальный секс часто нацелены не на активизацию партнерских отношений, а на самоудовлетворение. Компульсивная мастурбация способствует дальнейшему отделению сексуальной активности не только от репродукции, но и от психологической интимности, делая человека еще более  одиноким.
5. Не исчезла из нашей жизни и мастурбационная тревожность. Среди вопросов, которые задают мальчики-подростки  во всем мире, на первом месте стоят вопросы типа «Правильно ли я мастурбирую?», «Не слишком ли часто?», «Не повредит ли это моему здоровью?» Из опрошенных архангельских студентов-медиков, почти 26% 17-18-летних юношей и 14,3% девушек сказали, что относятся к мастурбации отрицательно и только 3,7% и 17,8% - положительно [4]. Эти опасения и страхи часто действуют как самореализующийся прогноз.
6. Сходные проблемы есть и у взрослых. Хотя мужская сексуальная жизнь, как правило, начинается и заканчивается мастурбацией, мужчины склонны ее стыдиться. При обследовании большой группы швейцарцев старше 45 лет, выяснилось, что если сексуальные контакты с партнершей повышают сексуальную удовлетворенность и самоуважение мужчины, то мастурбация их снижает, воспринимаясь как нечто вынужденное и неполноценное [38].
7. Хотя мастурбация может доставлять сексуальное удовольствие, она лишена  коммуникативного начала. Сближение с реальным Другим всегда сопряжено с трудностями, зато оно необычайно расширяет возможности самораскрытия и понимания Другого. Секс в одиночестве - диалог лишь с самим собой или с воображаемым Другим. Люди,  сексуальная жизнь которых ограничена мастурбацией, как правило, одиноки и не особенно счастливы. Их гимны онанизму – хорошая мина при плохой игре.
8. То, что мастурбация приносит меньше удовлетворения, чем обычный половой акт, обусловлено биологически. Чувство сексуальной  удовлетворенности, «насыщения»  обусловлено действием выделяющегося после оргазма пролактина, который ослабляет влияние выделяющегося при половом возбуждении допамина. Величина пост-оргазмического увеличения пролактина рассматривается как нейрогормональный индикатор сексуальной удовлетворенности. Измерение уровня пролактина в крови мужчин и женщин, которые смотрели в лаборатории эротические фильмы, после чего достигали оргазма путем мастурбации или  пенильно-вагинального сношения (ПВС) показало, что после оргазма в результате ПВС уровень  пролактина у обоих полов в 4 раза выше, чем после мастурбационного  оргазма [39]. Кроме того, ПВС влияет на психологические и физиологические функции (артериальное давление)  благотворнее, чем мастурбация и партнерский секс без ПВС [40].

Литература

1. Masturbation as Means of Achieving Sexual Health. Ed. by  W.O.Bockting and E.Coleman. NY: Haworth Press, 2002. 147 pp
2. Cornog M. The Big Book of Masturbation: From Angst to Zeal. San Francisco: Down There Press, 2003. 335 pp
3. Laqueur T. W.  Solitary Sex: A Cultural History of Masturbation. NY:Zone books, 2003 496 pp
4.Дерягин Г.Б., Сидоров П.И, Соловьев А.Г. Мастурбация как проявление реалистично-виртуального секса // Сексология и сексопатология.- 2003 -  №  1, с.38 -42
5. Екимов М В. Формы мастурбации, психосексуальное развитие и сексуальные дисфункции // Сексология и сексопатология. – 2003 -  №  6, с. 14 - 21
6. Дерягин Г.Б., Сидоров П.И, Соловьев А.Г. Судебно-медицинские аспекты мастурбации // Сексология и сексопатология. – 2005 - № 3, с.30-34
7/Диоген Лаэртский,  У1, 69 //Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М. : Мысль 1979
8. "А се грехи злые, смертные…"  Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (Х – первая половина Х1Х в.) Тексты, исследования. Издание подготовила Н.Л. Пушкарева. М.: ЛАДОМИР, 1999. 861 с.
9. Francoeur RT., ed. The Complete Dictionary of Sexology. New expanded edition. NY: Continuum, 1995. 387 pp/

10. Память детства. Западноевропейские воспоминания о детстве эпохи рационализма и Просвещения (ХУ11-ХУШ вв.) Учебное пособие по педагогической антропологии. /Сост. и отв. ред. В.Г.Безрогов. М. : изд-во УРАО 2001
11. Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро князя В.Н.Тенишева (на примере Владимирской губернии). Авторы-составители: Б.М. Фирсов, И.Г. Киселева. С.-Петербург: Издательство Европейского Дома, 1993.  471 с.
12. Логинов  К.К. Элементы «порно» в народной культуре русских Карелии // Эрос и порнография в русской культуре. Под ред. М. Левитта и А. Топоркова. М.: ЛАДОМИР, 1999, с. 163-190 
13. Hulverscheidt M.A. “Eine merkwürdige Methode zur Verhinderung der Onanie”. Zur Geschichte der Genitalverstümmelung von Frauen im deutschsprachigen Raum //Zeitschrift für Sexualforschung. - Sept.2005,-  18 Jg, H.3, SS. 215-242
14.  Lutkehaus L. Hrsg. “O  Wollust, o Hölle”. Die Onanie — Stationen einer Inquisition. Frankfurt am Main: Fischer Tagebuch Verlag 1992
15. Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. Изд. 2. М.: Айрис, 2005,  437 с.
16. Сажин В. Рука победителя. Выбранные места из переписки В. Белинского и М. Бакунина  // Литературное обозрение, 1991,   № 11, c.39.
17. Добролюбов Н.А.Закулисные  тайны  русской литературы и жизни // Собрание сочинений в 9 томах./М.: Художественная литература, 1964. Том 8, с. 466
18. Лебина Н.Б., Шкаровский М.В. Проституция в Петербурге. 40-е гг. XIX в. -- 40-е гг. XX в.  М.: Прогресс-Академия,  1994.  220 с.
19 . Золотоносов М.Н. Мастер и мастурбация. Онангардистская   фантазия Андрея Платонова «Антисексус» // М.Н. Золотоносов. Слово и Тело. Сексуальные аспекты, универсалии, интерпретации русского культурного текста Х1Х – ХХ веков. М.: ЛАДОМИР 1999, с. 458-516.
20.  Розанов В.В. Мимолетное. М. 1994,
21.  Stekel W. Auto-Eroticism: A Study of Onanism and  Neurosis. Reprinted. NY  : Kegan Paul 2004. 298 pp
22. Яркевич И. Как я занимался онанизмом. Роман. М.: ИМА-пресс,  1994.
23. Пародийная поэзия школьников. Предисловие и публикация М.Л. Лурье // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов. Составитель А.Ф.Белоусов. М. : Ладомир , с.430-517
24. Laumann E., Gagnon J., Michael R. and Michaels S., The Social Organization of Sexuality. Sexual Practices in the United Slates. Chicago: University of Chicago Press 1994. 718 pp
25. Spira, A.,  Bajos N, , et le groupe ACSF. Les Comportements sexuels en France. Paris: La documentation Francaise 1993.  352 pp
26. Kontula O. and Haavio-Mannila E., Sexual Pleasures: Enhancement of Sex Life in Finland, 1971-1992. Dartmouth: Aldershot 1995. 287 pp.
27. Lewin B. ed. Sex in Sweden: On the Swedish sexual life 1996. Stockholm: National Institute of Public Health, 2000. 372 pp
28. Lagrange H.  Puberté et masturbation //Lagrange H.  et Lhomond B. (eds). L'entrée dans la sexualité. Le comportement des jeunes dans le contexte du sida.  Paris: La Découverte, 1997. pp.59-80
29. Dekker A., Schmidt G. Patterns of masturbatory behavior: Changes between the sixties and the nineties // Masturbation as Means of Achieving Sexual Health. Ed. by .W.O.Bockting and E.Coleman. NY: Haworth,  2002, pp.35-48
30. Halpern C. J. T., Udry J. R., Suchindran  C. Adolescent males’  willingness   to report masturbation // Journal of Sex Research, 2000. Vol 37, N 4, pp. 327-332.
31. Béjin A. La masturbation feminine: un example d’estimation  et d’analyse de la sous-déclaration d’une pratique // Sexualité et sciences socials. Coordonné par M. Bozon et H.Leridon / Population,  48 an, 1993, N 5, pp.1437-1450
32. Kontula O. and Haavio-Mannila E. Masturbation in a generational perspective //Journal of  Psychology and Human Sexuality .- 2003- Vol. 15, N 1, pp.49-53
33 Dekker A.M, Meyerhof U. Masturbation and partnersex in three generations //International Academy of Sex Research.  30th Annual Convention. Helsinki, Finland. June 16-19, 2004. Book of Abstracts
34. Haavio-Mannila E.  and Rotkirch, A., Generational and  gender differences in sexual life in St. Petersburg and urban Finland //Yearbook of  Population  Research in Finland, 1997. vol. 34 , pp.133-160
35. Baker, R. and  Bellis, M.  Human  Sperm Competition: Copulation, Masturbation, and Infidelity. London: Chapman & Hall, 1995
36. Giles G.G., Severi G., English D.R. et al. Sexual factors and prostate cancer.// British Journal of Urology International. -2003 - vol.92, N 3, p.211
37. Давидов М. И. Анальная мастурбация как причина инородных тел прямой и толстой кишки//Андрология и генитальная хирургия.- 2005 - Т 3, с.
38.  Bucher T., Hornung R.,  Buddeberg C., Sexualität in der zweiten  Lebenshälfte. Ergebnisse einer empirischen Untersuchung // Zeitschrift für Sexualforschung.- 2003 -  16 Jg., H.3, Ss. 249-270
39. Brody S. and Krüger T.H.C. The post-orgasmic prolactin increase following intercourse is greater than following masturbation and suggests greater satiety //Biological Psychology   Volume 71, Issue 3 , March 2006, Pages 312-315
40. Brody S. Blood pressure reactivity to stress is better for people who recently had    penile–vaginal intercourse than for people who had other or no sexual activity // Biological Psychology - Volume 71, Issue 2 , February 2006, Pages 214-222

Источник:  "Андрология и генитальная хирургия", №1, 2006
скачать весь номер: 2006_1_full.pdf [7.55 Mb] (cкачиваний: 20)




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Решите пример: 6 + 12 (ответ числом)
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *