Узко-специализированная часть сайта (Orthodox.od.ua) состоит только из ответов на вопросы, которые задают пациенты на приеме.


Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Обмен ссылками







  Диалектика


Диалектика в биологии и медицине. Главным принципом, из которого исходит Д. — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, является положение о том, что движение, развитие есть форма и способ существования всего (без какого-либо изъятия) объективного мира. Универсальность диалектического учения о развитии всего объективного мира обусловливает ее значение в качестве метода познания действительности.

Будучи наукой о всеобщем развитии, Д. не может сводиться к какому-то частному виду развития, но и не может отвлечься от содержания конкретных процессов развития; она является логическим обобщением именно этого содержания. В этом смысле Д. есть «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития» «всех материальных, природных и духовных вещей», «т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира» (В.И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 29, стр. 84). Отсюда следует, что Д. как метод познания лежит в основе методологии всех конкретных наук.

Собственно научная теория Д. считает источником саморазвития материи внутренние противоречия. «В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов: не только явления преходящи, подвижны, текучи, отделены лишь условными гранями, но и сущности вещей также (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, с. 227).

В современной науке все более актуальным становится основной тезис материалистической Д. О развитии как саморазвитии, самодвижении материи. В частности, ведущую роль внутренних противоречий развития все полнее раскрывают достижения эволюционной теории, генетики, молекулярной биологии и других разделов современной биологии.

Современная медицина под влиянием успехов, достигнутых разными областями знания в изучении человека, оказалась перед необходимостью существенного пересмотра ряда методологических проблем с точки зрения диалектической концепции развития. Эта концепция требует рассмотрения целостных определений человека как здорового, так и больного не в его статическом многообразии, но как продукта становления, в ходе которого он только и может сформироваться системно, как целостность.

Эта неразрывная связь понятия целостности с понятием развития, обоснованная материалистической Д., позволяет представить соотношение уровней организации сивого как процесс их взаимопроникновения, причем не только в пространстве, но и во времени. Это значит, например, что изучение наследственных болезней, а также наследственной предрасположенности к тем или иным заболеваниям оказывается комплексным, синтетичным, включающим исследования на различных уровнях, начиная с молекулярного, а также учитывающим различные аспекты как собственно медико-биологического плана, так и социального, экологического, этического и т.д. Генетика человека становится все более активным участником комплексного познания человека, в процессе которого перед медициной открываются новые возможности для более полного, целостного познания сущности болезни и создания эффективных средств борьбы с ней.

Теоретические и практические вопросы современной медицины требуют использования целостного диалектического подхода не только к человеку, но и к самим средствам познания. Широкое использование методов и концепций точных наук при изучении биологических систем привело к стремительному развитию биологического знания и закономерно связанного с ним процесса активизации теоретических исследований в медицине. Для современного этапа развития медико-биологического знания характерно прежде всего усиление взаимодействия отдельных методов, повышение удельного веса и роли эксперимента, моделирования, логико-математических способов исследования живых систем. Научное познание становится, с одной стороны, все более тонко специализированным, а с другой — постоянно стремится к охвату явлений, имеющих максимально общее значение, стремится выявить закономерности, составляющие основу функционирования живых систем. И здесь проявляется важная методологическая роль диалектики.

Диалектика ориентирует исследование на всесторонний охват явлений, правильное понимание соотношения принципа редукции, т.е. сведения сложного к простому, и принципа целостности в биологии и медицине. Широко используя редукцию, физико-химический анализ элементарных взаимодействий, происходящих на молекулярном уровне, современное научное познание сталкивается с необходимостью строго учитывать системную организованность процессов жизни, связи и взаимодействия живых систем на разных уровнях структурной и функциональной организации, их целостность и развитие. В условиях дифференциации и специализации (в медицине ныне насчитывается более 300 самостоятельных разделов знаний) увеличивается потребность в обобщающих теориях. Подлинная научная теория всегда характеризуется синтетичностью, и чем сложнее медико-биологическая система, тем большую роль в научном познании играет диалектико-материалистическая методология.

В любой науке существуют традиционные, в определенном смысле непреходящие, методологические проблемы. В медицине, например, к ним относятся проблемы соотношения социального и биологического, физиологического и патологического, структурного и функционального в этиологии и патогенезе заболеваний, взаимодействия социально-экономических и природно-экологических факторов в возникновении болезней, общего и специфического в реагировании организма и др. Чаще всего философские проблемы приобретают особую актуальность в периоды быстрого развития медицинской науки, крутой ломки прежних понятий и представлений, когда новый экспериментальный и клинический материал ставит под сомнение устоявшиеся способы объяснения ряда проблем. Так, накопленные факты не позволяют однозначно объяснить этиологию ряда заболеваний (например, шизофрении, опухолей). По этому поводу разгорелась дискуссия между сторонниками моно- и полиэтиологии. Д. создает методологическую основу для решения подобных философских проблем медицины, которые органически связаны с такими собственно философскими вопросами, как соотношение материального и духовного, категории закономерности, причинности, взаимоотношение объективного и субъективного в познании и т.п.

Методологическая функция Д. неразрывно связана с ее мировоззренческой ролью. Только на основе диалектического способа мышления возможна объективная критика идеалистических спекуляций на новейших открытиях науки, механистических и виталистических тенденций в биологии. В.И. Ленин говорил о необходимости дифференцированного подхода к теориям естествоиспытателей буржуазных стран, о недопустимости вульгарного отождествления естественнонаучного и философско-идеологического аспектов изучаемых концепций. Игнорирование этого ленинского принципа вело к ому, что полемика, например, вокруг конкретных допросов генетики или кибернетики выдавалась за борьбу материализма и идеализма в этих науках. Решительного осуждения требуют и попытки подменить научные дискуссии монополией отдельного ученого или школы.

Союз философии и естествознания, говорил В.И. Ленин, одинаково полезен для любой отрасли знания. Необходимость такого союза обусловливается потребностями самого развивающегося естествознания, которое «прогрессирует так быстро, переживает период такой глубокой революционной ломки во всех областях, что без философских выводов естествознанию не обойтись ни в коем случае» (В.И. Ленин, Полн. Собр. соч., т. 45, с. 31). Без обобщения достижений науки и социальной практики философия может превратиться в абстрактный логицизм, догматизм, умозрительное натурфилософствование. В свою очередь, естествознание без философии может превратиться в нечто теоретически неоформленное и прозябающее в фактографии.

В условиях научно-технической революции единственно научной методологией и мировоззрением является диалектический материализм, «... именно диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 367).

 

Библиогр.: Маркс К. Тезисы о Фейербахе, Сочинения, 2-е изд., т. 3, с. 1, Энгельс Ф. Диалектика природы, там же, т. 20, с. 339; Ленин В.И. О значении воинствующего материализма, Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 45. с. 23; Карпинская Р.С. Человек и его жизнедеятельность, М., 1988; Фролов И.Т. Перспективы человека, с. 25, М., 1983; Царегородцев Г.И. и Ерохин В.Г. Диалектический материализм к теоретические основы медицины, М., 1986.


Просмотров: 1 556  Распечатать  Назад


Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Вопрос:
Решите пример: 3 - 2 (ответ числом)
Ответ:*
Введите два слова, показанных на изображении: *